Областной творческий проект
Использование ресурсов устного метода для повышения эффективности мультилингвального обучения
Цель: исследовать и определить возможности использования ресурсов устного метода (устной речи, общения, диалогов) для повышения эффективности мультилингвального обучения.
Задачи:
- Рассмотреть возможности реализации ресурсов устного метода в учебную деятельность учащихся в рамках мультилингвального обучения.
- Повысить профессиональную компетентность педагогов посредством организации постоянно действующего семинара, исследовательской деятельности в рамках инновационного проекта, самообразования и других форм непрерывного профессионального образования..
- Провести пилотное тестирование программы на группе обучающихся.
- Сформировать, оценить, обобщить инновационный опыт работы и подготовить методические рекомендации по распространению данной модели в массовой образовательной практике
АКТУАЛЬНОСТЬ ОБЛАСТНОГО ТВОРЧЕСКОГО (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО) ПРОЕКТА
Республика Беларусь – многонациональное и многоязычное государство. Государственными языками в республике являются белорусский и русский языки. Есть определенная доля людей, говорящих на других языках. Это обстоятельство необходимо использовать как преимущество, для развития мультилингвальных компетенций у граждан нашего государства, в особенности – у детей, в том числе – в рамках школьного образования. Несмотря на сложности и проблемы в политической жизни, развитие мира идет по пути все большей взаимной интеграции между различными этносами и культурами, и мультилингвальная компетенция – это то, что необходимо людям XXI века.
Под мультилингвальным образованием нами понимается образование, реализующее разнообразные модели одновременного обучения нескольким (родным, государственным и иностранным) языкам, а также выстраивание программ непрерывного изучения языков на разных образовательных ступенях: дошкольное, школьное, высшее образование. Мультилингвальное обучение, как более узкое понятие, включает вопросы процесса его организации в рамках конкретной модели.
Обучение родному языку в Беларуси осуществляется в специфической социолингвистической ситуации, которую можно характеризовать как русско-белорусское близкородственное двуязычие (билингвальное образование), где белорусский язык только начинает занимать место, которое принадлежит ему по праву. К сожалению, современная семья не является в полной мере ни носителем, ни хранителем белорусского языка, а также и культуры. Очень важно научить сегодняшних детей с уважением относиться к белорусскому языку, а также бегло на нем говорить. Они мало слышат родной язык в широком обиходе, а потому имеют бедный словарный запас, их речь находится под влиянием русского языка.
В Кодексе об образовании Республики Беларусь, в статье 2 «Основы государственной политики в сфере образования» особо указано, что в белорусской системе образования должно обеспечиваться равенство белорусского и русского языков. Образовательные стандарты общего среднего образования предусматривают изучение русского, белорусского и иностранного языков. Перечень обязательных для изучения в школе учебных предметов включает «Навучанне грамаце», «Беларуская мова», «Літаратурнае чытанне», «Обучение грамоте», «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)».
Таким образом, нормативно-правовая база Республики Беларусь предоставляет все возможности для организации процесса формирования мультилингвальной компетенции в общеобразовательной школе.
Актуальность проекта определяется потребностью разрешения противоречий между осознанием необходимости формирования мультилингвальной личности учащегося и отсутствием достаточного количества практико-ориентированных заданий при развитии общей теории обучения языкам.
Предполагаемые результаты:
Использование ресурсов устного метода будет способствовать сохранению культурного наследия, качественному изменению системы обучения языкам (государственному, родному, иностранному), повышению педагогического мастерства педагогов.
Реализация творческого проекта будет содействовать:
-практическому решению проблем формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся;
-внедрению эффективных методов, форм, технологий в работу педагогов с обучающимися, реализацию приоритетных направлений государственной молодежной политики в учреждениях образования;
-воспитанию нравственной, активной, творческой, успешной личности обучающегося, обладающей коммуникативной компетентностью;
-повышению уровня удовлетворенности учащихся, педагогов и
родителей качеством образовательного процесса.
Обучающиеся: формирование поликультурной личности – представителя своей страны, мотивация к изучению, знание языков, способность к языковому самообразованию, уровень общей культуры, способность вступать в продуктивный межкультурный диалог и интегрироваться в поликультурное информационное пространство
Педагогические кадры: повышение квалификации и формирование профессиональных компетенций педагогических работников в области мультилингвального образования детей в поликультурной среде,
Программа реализации проекта
Программа реализации областного творческого
(исследовательского) проекта «Использование ресурсов устного метода
для повышения эффективности мультилингвального обучения»
(Август 2023 г.- Август 2026 г.)
Этапы/сроки реализации |
Содержание работы |
||
с педагогическими кадрами |
с воспитанниками |
с родителями и законными представителями |
|
Аналитико-диагностический август 2023 г. - ноябрь 2023 г. |
Семинар: Метод Г. Пальмера: основы и принципы работы с учащимися. Роль педагога. Ноябрь, 2023г
Изучение теоретического аспекта реализации проекта, методической литературы по теме.
Консультирование.
Определение участников проекта.
Разработка программы дополнительного образования детей и молодёжи общественно-гуманитарного профиля «Английский легко» |
Диагностика |
Информирование о реализации проектной деятельности.
Опрос об открытии объединения по интересам «Английский легко» |
Огранизационно- подготовительный декабрь 2023 г. - март 2024 г |
Семинар: Формы работы, используемые в устном курсе обучения. Апрель, 2024
Обучение участников проекта.
Отбор учебного материала, его систематизация.
Адаптация материала к учебной программе дошкольного образования.
Разработка методических продуктов.
|
Реализация образовательной программы дополнительного образования детей и молодёжи общественно-гуманитарного профиля «Английский легко».
Выявление уровня развития знаний белорусского языка, английского языка
|
Презентация «Устный метод» Размещение информации о ходе подготовки и введения проекта.
|
Опытно- исследовательский апрель 2024 г. – март 2026 г.
|
Семинар: Технология использования подстановочных таблиц на учебных занятиях. Май, 2024
Семинар: Развитие коммуникативных навыков учащихся с помощью устного метода. Июнь, 2024
Семинар: Создание учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию проекта. Сентябрь, 2024
Семинар: Применение устного метода в образовательном процессе: развитие творческого мышления и самостоятельности учащихся. Декабрь, 2024
Внедрение методических продуктов в образовательный процесс в рамках реализации проекта.
Апробация методических продуктов при осуществлении образовательного процесса в рамках реализации проекта.
Проведение промежуточного мониторинга.
|
Создание языковой среды в группах. способствующей приобщению воспитанников к белорусскому языку. Дидактические игры.
Мероприятие «Говорим сегодня только на белорусском языке».
Белорусские народные игры.
Театральные постановки.
Режимные моменты на белорусском языке.
Физкультминутки на белорусском языке.
Пальчиковые гимнастики на белорусском языке.
«Расскажи родителям новые слова», «Какие слова ты узнал дома?»
|
Ознакомление с промежуточными результатами работы.
Педагогическое сопровождение родителей в вопросах мультилингвального обучения через консультации, родительские собрания и другие формы работы.
Беседы «Давайте поможем детям при изучении белорусского языка» «А как я могу помочь своему ребёнку во время языкового погружения» Создание книжек-малышек на белорусском языке. Помощь при создании ПИРС. |
Контролирующий апрель 2026 г. - август 2026 г.
|
Анализ, обобщение и оформление результатов реализации проекта.
Определение перспективных направлений применения результатов реализации проекта. |
Диагностика. |
Информация о достижениях своих детей, рекомендации,памятки по закреплению с детьми белорусского языка дома. |